Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

13-20 93
Аннотация

Целью статьи является выяснение правил наследования через призму повседневной жизни в Крымском ханстве. Актуальность исследования заключается в том, что до настоящего времени изучение как отдельных аспектов, так и в целом повседневной жизни периода Крымского ханства не предпринималось. В свою очередь это связано с тем, что источники периода Крымского ханства, в которых содержится информация по повседневности, в основной своей массе на арабской графике. Большое внимание в статье уделено новым фактам, выявленным в ходе изучения Кадиаскерских тетрадей XVI – XVIII вв. Анализ зафиксированных судебных решений позволил выяснить не только один из аспектов разветвленной мусульманской законодательной системы, но и представить повседневную жизнь общества в Крымском ханстве. При написании статьи использовались методы научного исследования: сравнительно-исторический метод, проблемно-хронологический метод, ретроспективный метод, метод лингвистического анализа и др. Выявленные примеры судебных решений из Кадиаскерских тетрадей транслитерированы и переведены с арабицы (османский язык) на русский язык, что в дальнейшем значительно облегчит работу для будущих исследований. В ходе работы над статьей было выяснено, что исполнительная и правовая власть в Крымском ханстве работали строго по установленной мусульманской законодательной системе – законам шариата. Каждый отдельно взятый и рассмотренный пример раскрывает подробности жизненных ситуаций и дает возможность заглянуть в повседневность обычного человека.

21-34 109
Аннотация

Предметом исследования настоящей статьи является проблема организации деятельности солдат и офицеров Российской императорской армии на фронтах Первой мировой войны в периоды между боевыми действиями. Актуальность изучения рассматриваемой проблемы продиктована тем обстоятельством, что военные конфликты сопровождают все периоды развития человечества, и полученные результаты могут быть переосмыслены и перенесены на современность с учетом существующих реалий. В рамках военно-исторической антропологии ценность качества организации армейского досуга определяется тем, что оно во многом формировало степень психологической устойчивости участников боевых действий, их готовность переносить тяжелые условия войны. В задачи исследования входит выявление основных сторон жизни военнослужащих на основе изучения исторических источников. Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации. В соответствии с принципами историзма и объективности авторы широко используют специализированные периодические издания периода войны, материалы исторических источников как мемуарного происхождения, отражающие впечатления более образованных слоев общества, так и источники, запечатлевшие опыт рядовых солдат. Такой подход позволяет всесторонне оценить степень готовности армии к организации фронтового быта солдата как сложнейшей задачи для любого военного командования. В результатах исследования сформулированы выводы об особенностях армейской жизни военнослужащих во время Первой мировой войны, определены подходы к организации досуга и обобщены основные составляющие армейской жизни.

35-43 187
Аннотация

Изображение как научная единица в исследовании работ М.К. Тильке – важная источниковая категория при изучении материальных аспектов наследия татар. Цель: изучить, систематизировать и ввести в научный оборот визуальные источники, воспроизводящие костюмный комплекс татар. В ходе исследования решались следующие задачи на основании представленного материала: выявление, описание определённого типа одежд, воспроизведённых в зарисовках; проведение сравнительного анализа графических, письменных источников и сохранившегося материального наследия в музейных коллекциях. В статье был применен метод историко-этнографических исследований. Выводы: каждая рисованная работа у художника этнографически точна, так как главной целью было раскрытие уникальности, значимости и особенностей костюмного комплекса. Участие в научных экспедициях, последовательное изучение и сопоставление графических, письменных источников и сохранившегося материального наследия в музейных коллекциях выявили точное воспроизведение особенностей кроя. Как исследователь, он попытался провести параллели с другими народами, и близкими по культуре, или просто находящихся во взаимодействии с татарами. Обращаясь к ранним историко-этнографическим источникам, М. Тильке старался выявить общее и частное в деталях татарского женского и мужского костюма.

44-51 96
Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью выявления общего и особенного в культурах народов, проживающих на разных континентах и не имеющих общих границ. Цель исследования – выявить этнографические общности в вопросах сакрализация и формы наследования музыкальных инструментов в культуре народов Северного Кавказа и Казахстана. В работе использованы системно-типологический метод и метод этнографического описания материальных и духовных ценностей, отчасти сохранившихся до наших дней и отчасти трансформированных в силу изменившихся социокультурных реалий. На основе современных полевых исследований в аулах Адыгеи и Казахстана, архивных источников и научной литературы авторам удалось установить, что передача музыкальных инструментов от старшего поколения младшему осуществлялась с определенными условиями. Одним из важнейших условий становилось требование сохранять инструмент в рабочем состоянии, т. е. не давать инструменту «молчать». Другое немаловажное условие – передать инструмент в руки избранного (достойного музыканта), который берет на себя «аманат» – обязуется беречь музыку (сохранять музыкальные традиции). Конкретное выполнение этнографических условий соблюдения традиции наследования музыкальных инструментов показывает их сходство и различия в синхронии прошлого и диахронии последних полутора столетий. Изменение номенклатуры музыкального инструментария в современности привели и к изменению их форм наследования. Инструменты стали сохраняться родственниками как память об известном предке или передаваться в музей с той же целью. Большей ценностью становятся не музыкальные орудия, а нотные или звуковые документы, фиксирующие культурное наследие прошлого.

Новизна исследования связана с представлением ранее не обнародованных этнографических фактов, собранных в полевых условиях, и их оригинальной интерпретации.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

52-62 102
Аннотация

Современная методика преподавания иностранных языков в неязыковых вузах определяется необходимостью эффективного объединения языковой и профессиональной подготовки, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО). Ключевая цель данной системы заключается в развитии у студентов навыков понимания профессионально-ориентированной информации и формировании компетенции общения на иностранном языке в профессиональных ситуациях.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет» по направлению подготовки «Техносферная безопасность». В ходе исследования подчеркивается актуальность данной темы, поскольку при изучении профессионального иностранного языка невозможно формировать лексическую компетентность без умения работать с профессионально-ориентированной иноязычной лексикой, без навыка составления индивидуального тезауруса в своей профессиональной сфере.

Цель исследования: уточнить методы формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся неязыковых вузов направления подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» в процессе чтения текстов по специальности на английском языке. Оценивается степень необходимости отбора лексического материала и составления индивидуального тезауруса профессиональной направленности, что позволяет обучающимся лучше понимать профессиональные тексты, расширить свой словарный запас и точно использовать профессиональную терминологию.

Материалом исследования послужили тексты по специальности на английском языке, на основе которых мы проводили лингвистический анализ лексических единиц и отрабатывали навык формирования лексической компетенции у студентов.

В основе работы лежат комплексные методы исследования, состоящие из теоретических методов (дедуктивный анализ, метод статистической работы с лексическим материалом, сопоставительный анализ) и эмпирические методы (метод наблюдения и анализ данных).

В результате исследования была предложена стратегия работы над лексикой при чтении профессионально-ориентированных текстов, выявлены наиболее эффективные упражнения для формирования лексической компетенции у обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность».

Ключевые выводы: формирование у обучающихся неязыковых вузов профессионально-ориентированной лексической компетенции при работе с иноязычными текстами по теме «Техносферная безопасность» помогает анализировать полученную информацию; сформировать у студентов неязыкового вуза лексическую компетенцию и навык использования индивидуального терминологического тезауруса в профессиональной области, расширяя лексический запас по специальности.

63-73 137
Аннотация

Цифровые технологии сняли все ограничения в доступности информации на иностранном языке и деформировали мотивацию студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка. Авторы полагают, что технологии искусственного интеллекта обладают потенциалом, позволяющим системно и целенаправленно влиять на стратегии мотивации студентов. Цель исследования: выявить основные направления внедрения технологий искусственного интеллекта в процесс языковой подготовки в контексте различных стратегий мотивации. Методы исследования: анализ вторичных данных, систематизация, синтез, обобщение. Результаты исследования: 1) дифференцированы подходы к разработке мотивационных стратегий и описаны перспективы процесса внедрения технологий искусственного интеллекта в систему мотивации студентов; 2) обоснована необходимость интернализации мотивов к изучению иностранного языка; 3) описаны приоритетные направления использования технологий искусственного интеллекта в процессе формирования мотивационного опыта студентов. Ключевые выводы: 1) основным условием эффективности системы обучения иностранному языку является формирование условий для интернализации учебных мотивов; 2) мотивационный опыт студента формируется благодаря применению различных мотивационных стратегий и в соответствии с мотивационным дизайном обучающего курса; 3) преподаватель может использовать различные подходы к формированию авторского портфеля мотивационных стратегий; 4) технологии искусственного интеллекта позволяют оптимизировать и повысить эффективность процесса развития иноязычных компетенций, но используются дискретно, чаще как дополнительные сервисы; 5) последовательное влияние на тип мотивации студентов возможно только в условиях системной интеграции технологий ИИ в дизайн обучающего курса, обеспечивающий персонализированный опыт изучения иностранного языка.

74-82 105
Аннотация

Научные исследования и инновации играют в современном мире ключевую роль как детерминанты развития общества, экономики и государства. Вполне очевидно, что осознание значимости формирования научно-исследовательских компетенций в процессе профессиональной подготовки в вузе позволит стимулировать вовлеченность студентов в научную деятельность, что в перспективе внесет значимый вклад в развитие всего общества в целом.

Проблема данного исследования заключается в выявлении представлений студентов о состоянии научно-исследовательской работы в вузе.

Цель исследования: раскрыть состояние научно-исследовательской работы студентов в вузах на основе мнения обучающихся.

Методы исследования: общенаучные (анализ, сравнение, обобщение, синтез), опрос, объяснительно-иллюстративные методы.

Результаты исследования: обоснована важность научно-исследовательской деятельности студентов; проведен анализ мнения обучающихся ряда вузов РФ о современных тенденциях научно-исследовательской работы студентов; выявлены факторы, препятствующие эффективному развитию научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые выводы: научно-исследовательская работа студентов является неотъемлемой базовой составляющей профессиональной подготовки кадров; на основании мнения студентов выявлены проблемы в организации этого вида деятельности (непонимание студентами места НИРС в процессе профессиональной подготовки, слабая вовлеченность обучающихся, не сформированные у обучающихся на достаточном уровне научно-исследовательские компетенции и др.); факторами, тормозящими активное привлечение студентов к НИР, являются занятость обучающихся, проблемы финансирования, отсутствие эффективного механизма мотивации и стимулирования молодых ученых и др.

83-92 92
Аннотация

Среди отечественных историков педагогики и образования традиционно сохраняется высокий интерес к разнообразным аспектам истории развития преподавания различных дисциплин в Московском университете, который фактически является первым классическим университетом нашей страны. Среди учебных предметов, которые начали преподавать в указанном университете практически сразу после его открытия, была экспериментальная (опытная) физика.

Актуальность темы исследования определяется тем, что Московский университет в течение более чем 250 лет является одним из крупнейших центров отечественного высшего физического образования, и состояние преподавания физики в данном университете оказывало значительное влияние на постановку физического образования в нашей стране на протяжении всего этого периода. Начало становления в Московском университете форм и методов преподавания физики, а также формирования содержания этого учебного курса относятся к первым десятилетиям существования университета, однако именно данный период истории физического образования в Московском университете является в настоящее время наименее изученным. Это затрудняет построение целостной картины развития преподавания физики в данном высшем учебном заведении.

Постановка проблемы исследования: изучить процесс становления преподавания опытной физики в Императорском Московском университете во второй половине XVIII в.

Целью исследования является выявление особенностей начального этапа становления форм и методов преподавания курса опытной физики в Императорском Московском университете в 1755–1791 гг., изучение структуры и основных элементов содержания данного курса в рассматриваемый период.

Метод исследования – анализ литературных источников (научных, справочных, мемуарнобиографических) и учебной литературы (университетских учебников физики второй половины XVIII в.).

Результаты и ключевые выводы. Начальный этап становления преподавания опытной физики в Императорском Московском университете занял первые 35 лет его существования. В данный период произошло организационное оформление кафедры физики университета, которая была замещена штатным профессором (из числа иностранцев), а также закрепление лекционной формы преподавания и соответствующих ей словесного и наглядного методов обучения. Чтение лекций сопровождалось использованием демонстрационного эксперимента. Преподавание физики велось на латыни по современным на тот момент учебникам, написанным на иностранных языках. К концу рассматриваемого периода в рамках курса опытной физики в Московском университете студенты изучали исключительно механику и ее некоторые практические приложения.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

93-101 87
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о сфере жилищно-коммунального комплекса как социокультурного института. Отмечается, что чем больше городское поселение, тем сложнее организовать упорядоченные взаимодействия, необходимые для устойчивости городского устройства, удобства для жителей, безопасности, выразительности культурного ландшафта и пр. ЖКХ выполняет важную функцию формирования позитивного имиджа города, делающего его конкурентоспособным по привлекательности в сравнении с другими городами. Исследовательская проблема заключается в том, что жилищно-коммунальный комплекс принято рассматривать по большей части с позиций экономики и управления, при том что деятельность данного комплекса имеет ярко выраженную социокультурную направленность. Это позволяет говорить об актуальности исследования ЖКХ как социокультурного института с целью выявления факторов, способствующих эффективности деятельности организаций коммунальщиков, либо приводящих к институциональным дисфункциям. Основным методом исследования избран структурно-функциональный анализ, позволяющий рассматривать ЖКХ с точки зрения реализации социокультурных функций, поиска причин возможных дисфункций. Последовательно раскрываются институциональные признаки жилищно-коммунального комплекса. В заключении определяются основные причины возможных институциональных дисфункций рассматриваемого объекта: нарушения функциональности возможны, во-первых, в результате общих кризисных состояний в экономике и политике; во-вторых, в результате стихийных бедствий; в-третьих, в результате непонимания государственной и муниципальных властей важности и сложности деятельности ЖКХ; также на отставание в данной сфере могут повлиять недостатки организационной культуры конкретных предприятий в сфере коммунального хозяйства.

102-112 106
Аннотация

В данной статье рассматривается понятие и реализация принципа «русофобия» как разновидности социально-культурной нетолерантности. Актуальность обращения к обозначенной теме обосновывается современными реалиями социально-политического противостояния стран Запада по отношению к России. Особое внимание уделено причинам возникновения русофобии и основным тенденциям её проявления в современном мире. Исследование проводилось с применением метода социально-исторического анализа, эпистемологического метода анализа литературных, публицистических и научных источников. В ходе исследования рассматриваются концепции, сформированные в разные периоды истории, осмысливающие этот феномен. На основе размышлений о русофобии авторитетных российских философов, писателей и публицистов доказывается, что русофобский нарратив, начиная с XVI в., стал устойчивым идеологическим трендом, отражающим экспансионистские интересы западных элит. По мере укрепления России на мировой арене все больше усиливалась и русофобия. Идеологический «крестовый поход» против православной Руси развернули европейские путешественники XVII–XIX вв., которые создавали в западном мире негативный образ нашей страны. В настоящее время страны объединенного Запада объявили «священную войну» против России. Была запущена сильнейшая пропагандистская кампания, направленная против России и всего русского. Авторы статьи дают морально-этическую оценку социально-политическим процессам нового всплеска русофобии в условиях современности. Проводится мысль, что в сложившихся условиях необходимо проводить открытую международную борьбу с русофобией и создать систему своих каналов влияния в западном информационном пространстве, а также культурно-просветительскими методами противодействовать внутренней русофобии.

113-120 83
Аннотация

В условиях стремительных социальных, экономических и технологических изменений, актуальность исследования социальных проблем пожилых людей возрастает, поскольку они сталкиваются с многочисленными вызовами, которые требуют глубокого научного осмысления и разработки адекватных решений. Основной целью данного исследования является анализ и систематизация социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые, а также определение наиболее эффективных подходов к их решению. Для достижения этой цели использовался комплексный подход, включающий анализ научной литературы, классификацию подходов и формулирование практических рекомендаций. В результате были выявлены ключевые направления исследований, определены основные тенденции и стратегии решения проблем пожилого населения. В работе рассмотрены пять исследовательских подходов: биолого-социологический, который связывает физиологические и социальные аспекты старения; социально-динамический, акцентирующий на влиянии изменяющихся социальных условий; интеграционно-цифровой, изучающий влияние технологий на жизнь пожилых; социально-статусный, рассматривающий взаимосвязь социального статуса и качества жизни; и активно-адаптационный, подчеркивающий активное участие и адаптацию пожилых в обществе. Эти подходы представляют разнообразные перспективы и стратегии для улучшения жизни пожилых людей. Исследование подчеркивает необходимость регулярного обновления научных данных и методов для разработки эффективных программ и политик, способствующих улучшению качества жизни пожилых людей и их активному участию в общественной жизни.

121-130 102
Аннотация

Актуальность темы исследования состоит в необходимости выявления особенностей снижения ценности межличностного доверия в паре между мужчиной и женщиной, что приводит к сокращению показателей брачности среди российского населения.

Проблема исследования заключается в наличии нарушений в межличностном доверии в парах между мужчинами и женщинами и недостатке научно обоснованной информации об отношении субъектов к доверию как социокультурной ценности, что препятствует разработке результативных мер по устранению отклонений в межгендерных взаимоотношениях партнеров.

Целью исследования является выявление особенностей межличностного доверия в паре между мужчиной и женщиной в качестве традиционной социокультурной ценности.

Методы исследования. В работе использованы данные социологического исследования, проведенного в 2024 г. в Белгородской области методом анкетного опроса. При квотной выборке опрошено 1155 респондентов.

Результаты. В результате исследования выявлено, что, как для мужчин, так и для женщин, главной причиной установления доверия является наличие идентичности, индивидуальной схожести, общих жизненных целей, совместных интересов, одинаковых правил поведения. Обнаружено, что основная часть респондентов доверяет своему партнеру гораздо в большей степени, чем другим людям. Осуществление компаративного анализа позволило говорить о взаимосвязи между уровнем доверия и длительностью существования пары. Так, наиболее низкий уровень доверия характерен для тех пар, которые образовались менее 6 месяцев назад. А наибольший уровень доверия наблюдается между субъектами, которые находятся вместе больше 20 лет. Корреляционный анализ привел к выводу, что самый высокий уровень межличностного доверия проявляется в официальных супружеских парах, а не в сожительстве и не в гостевом взаимодействии.

Ключевые выводы. Сделан вывод, что следование позитивным традициям и сохранение социокультурных ценностей во взаимодействиях представителей разного пола представляется не как культурно-исторический пережиток, а, наоборот, как потенциал для дальнейшего успешного развития института семьи. Определено, что межличностное доверие в паре между мужчиной и женщиной представляется в качестве социокультурной ценности, которая во многом определяет качество и устойчивость взаимоотношений и взаимодействий между субъектами.

131-141 192
Аннотация

Актуальность темы, поднимаемой в данной статье, состоит в распространении явлений социального сиротства и депривированного родительства вследствие трудовой миграции членов семьи.

Проблема исследования заключается в расширении масштабов трудовой миграции, распространении социального сиротства, развитии депривированного родительства, с одной стороны, и отсутствием концептуального обоснования взаимосвязей между данными явлениями, с другой стороны.

Целью исследования является рассмотрение социального сиротства и депривированного родительства в семье мигранта как угрозы демографической безопасности.

Методы исследования. В работе использованы данные: 1) анкетного опроса возвратных трудовых мигрантов-кыргызов, которые работали в России, а затем вернулись в Кыргызстан; 2) полуструктурированного интервью трудовых мигрантов в России; 3) количественно-качественного контент-анализа случаев, изложенных в эссе детей мигрантов.

Результаты. Так, социальное сиротство и депривированное родительство в семьях мигрантов вследствие больших масштабов, в которых осуществляются данные явления, рассматриваются в качестве угрозы демографической безопасности на нескольких уровнях: родителя или ребенка, семьи в целом, а также стран исхода и приема. Определено, что когда дети мигрантов остаются с пожилыми прародителями, то возникает сложная ситуация, так как дедушки и бабушки иногда испытывают сложности с самообслуживанием, а с внуками им справляться вдвое сложнее. У детей начинаются пропуски занятий в школе, снижается учебная успеваемость, не формируется культура общения, появляются проблемы с законопослушностью. В случаях, когда дети мигрантов остаются жить с людьми, которые не являются для них родственниками, уровень безопасности несовершеннолетних значительно снижается, сопровождаясь побоями и убийствами. Анализ мнений мигрантов, их детей и экспертов показывает, что социальное сиротство и депривированное родительство являются угрозой демографической безопасности.

Ключевые выводы. Социальное сиротство взаимосвязано с явлением депривированного родительства, поскольку трудовые мигранты ощущают свою ответственность как перед собственными сыновьями и дочерьми, так и перед своими пожилыми родителями. Ключевой социальный негатив ситуации состоит в закономерном и повторяющемся воспроизводстве социального сиротства и депривированного родительства в семьях мигрантов.

142-150 80
Аннотация

Актуальность исследования обусловливается развитием гражданского общества в России, выражающемся, в частности, в активности участия граждан в добровольческом движении для решения социально значимых задач совместно с государством, бизнесом и некоммерческими организациями, чье участие не ограничивается лишь нормативным регулированием или финансовым обеспечением волонтерства.

Потребность в решении данного вопроса определила проблему исследования, которая заключается в недостаточной систематизации факторов, влияющих на волонтерскую деятельность, для определения способов взаимодействия различных подсистем общества с данным процессом, а также выделения среди указанных факторов тех, которые являются управляющими.

Целью исследования является построение модели, которая отражает механизмы взаимодействия между подсистемами общества и волонтерской деятельностью, связанные с ее ресурсным обеспечением, целеполаганием, результатами и, в особенности, с социальными регуляторами.

Основным методом исследования является анализ существующих научных взглядов на волонтерскую деятельность в контексте методологии IDEF0.

Результатом исследования является разработанная с применением системного подхода модель волонтерской деятельности, которая, в отличие от существующих, позволяет упорядочить, сгруппировать и классифицировать процессы целеполагания, оценки результатов, ресурсного обеспечения добровольческой деятельности, а также обозначить факторы социального регулирования ею в качестве управляющих.

Ключевые выводы: модель, построенная автором, иллюстрирует различия между управляющими и ресурсными факторами, определяет необходимый комплекс условий для осуществления добровольческой деятельности, позволяет оценить особенности участия в волонтерской деятельности как государства, бизнеса и некоммерческого сектора, так и общества в целом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)