ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. В статье рассматривается проблема организации учебно-воспитательного процесса в школах города Ялты в определенный исторический период. Целью исследования является анализ особенностей и тенденций развития образования в условиях реализации задач, поставленных партией и правительством советского государства.
Материалы и методы. Объектом исследования являются отчеты заведующего горОНО города Ялты, отражающие состояние и динамику развития школьного образования. Последовательность выполнения исследования включала анализ архивных документов, выявление основных тенденций и проблем, а также обобщение полученных результатов.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что под руководством заведующего горОНО осуществлялась целенаправленная педагогическая деятельность директоров, завучей и учителей в школах города. Регулярно проводился учет уровня успеваемости учащихся, выполнения договоров по соцсоревнованию между учащимися, учителями и школами. Выявлены особенности учебно-воспитательной работы в школах города Ялты.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования позволяют расширить научные знания об истории советского образования в региональном контексте. Анализ архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, предоставляет возможность более глубокого понимания особенностей организации школьного образования в Ялте в исследуемый период. Полученные данные могут быть использованы для разработки учебных пособий и образовательных программ.
Введение. Ближний Восток в истории развития человеческого общества приковывал к себе внимание во все исторические эпохи. В период древности регион являлся одним из центров возникновения первых очагов государственности; в эпоху средневековья выделялся созданием значительных по размерам государств-империй; в новое время – проникновением в него ведущих европейских колониальных держав и, наконец, в новейшее время характеризовался интенсивным процессом образования значительного количества молодых суверенных государств, которые активно искали себе союзников в лице мощных мировых держав для укрепления своей независимости и проведения модернизации своих социально-экономических и политических структур. Выгодное же геополитическое положение ближневосточного региона и вспыхнувший в 1948 г. арабо-израильский конфликт инициировали активное проникновение в него США и других мировых держав.
Материалы и методы. Целью исследования является анализ становления и эволюции взаимоотношений Соединенных Штатов с Саудовской Аравией в торгово-экономической, политико-дипломатической и военно-технической сферах. В процессе написания статьи использовался целый ряд методов, в частности, проблемно-хронологический, метод периодизации, нарративный, сравнительно-исторический, историко-системный и т. д.
Результаты исследования. На основе анализа отечественной историографии по теме статьи, в том числе и за последние годы, а также ряда американских источников и литературы на английском языке, представлена эволюция американо-саудовских отношений со второй половины 1940-х гг. до начала ХХI в. в торгово-экономической, политико-дипломатической и военно-технической сферах. Изучение развития трех условных блоков американо-саудовских отношений дало возможность акцентировать внимание на сегментах совпадающих интересов и вопросах, по которым существуют расхождения.
Обсуждение и заключение. Сближение США с КСА после Второй мировой войны было абсолютно закономерным и обоснованным, несмотря на значительное различие этих государств в культурно-цивилизационном отношении. Саудовская Аравия была привлекательна для Соединенных Штатов с точки зрения геополитического расположения, богатства энергетическими ресурсами, негативного отношения к коммунистической идеологии. США для КСА являлись мощным в военно-политическом отношении государством-покровителем, обладавшим развитой экономикой, солидными финансовыми средствами и высокими технологиями.
Введение. Тыловое обеспечение в период войны является одним из главных условий сохранения боеспособности страны. К сожалению, в современной историографии лишь поверхностно затронута данная проблема, поэтому современный исследователь сталкивается со скудностью информации. Выделены проблемы, возникшие в период Первой мировой войны на Кубани, связанные с нехваткой рабочих рук, спекуляцией на товары, недовольством жителей региона, и принимаемые меры властей для недопущения массовых беспорядков.
Цель данной работы заключается в анализе состояния продовольственного обеспечения Кубанского региона в годы Первой мировой войны.
Материалы и методы. Методами исследования работы выступают хронологический, контентаналитический, ретроспективный. Основу материальной базы исследования составили архивные документы различного характера, отражающие функционирование экономической системы региона в военный период. Среди ключевых источников выделялись: документы Государственного архива Российской Федерации; документы Государственного архива Краснодарского края; выпуски газет.
Результаты исследования. Использование указанных методов и привлечение широкого круга источников обеспечили достоверность выводов и высокую научную значимость проведенного исследования.
Обсуждение и заключение. Исследование продовольственного обеспечения Кубани в годы Первой мировой войны вскрыло широкий спектр проблем, связанных с функционированием аграрного сектора в условиях масштабного вооруженного конфликта. Основной акцент сделан на причинах возникновения продовольственного кризиса, мерах, принимаемых государством и местным самоуправлением, а также на последствиях войн для регионального хозяйствования.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Современные социальные, экономические и технологические изменения обусловливают необходимость формирования новой культуры управления общеобразовательными организациями. Трансформация образовательных процессов актуализирует развитие управленческой культуры как задачи адаптации к вызовам времени. Ее решение позволит в практике управления школой сбалансировать традиционные подходы и инновации, укрепить доверие между всеми участниками образовательного процесса. Действенным инструментом управления являются методики оценки социально-образовательных взаимодействий, обеспечивающих выработку решений по развитию управленческой культуры в школе.
Цель исследований состоит в разработке методического инструментария оценки качества взаимодействий субъектов образовательного процесса, позволяющего обеспечить поддержку решений по улучшению культуры управления в общеобразовательной организации.
Материалы и методы. При проведении исследований использовались научно обоснованные материалы по управлению образовательной организацией, монографии и коллективные труды по эффективности социальных взаимодействий. В исследовании использовались системный анализ, сравнительный анализ, матричное моделирование.
Результаты исследования. Авторская методика оценки социально-педагогических взаимодействий позволяет учесть различные аспекты системы межсубъектных отношений, таких как комплексность, наглядность, гибкость, возможность автоматизации расчетов. В наибольшей степени методика эффективна для сравнительного анализа, мониторинга динамики изменений, информационной поддержки управленческих решений.
Обсуждение и заключение. Преимущество авторского методического инструментария оценки социально-педагогических взаимодействий проявляется в интеграции сильных сторон аналогов при дополнительном использовании матричного моделирования для точечного выявления проблем, интегральных показателей, связывающих культуру управления и качество взаимодействий, механизмы обратной связи.
Введение. Математическое образование является одним из ключевых компонентов подготовки бакалавров технических специальностей, что требует усиления не только его фундаментальной и прикладной составляющих, но и формирования мягких навыков, которые становятся критически важными для успешной карьеры и эффективной работы. Проблема исследования обусловлена недостаточной разработанностью методики формирования мягких навыков у бакалавров технических специальностей вузов в процессе обучения математике.
Цель исследования состояла в разработке методических рекомендаций формирования мягких навыков в процессе обучения математике на технических специальностях вузов с использованием кейс-метода.
Материалы и методы. Для проведения исследования была использована совокупность общенаучных методов, в том числе синтез, анализ, обобщение, систематизация и педагогическое проектирование.
Результаты исследования. В процессе обучения математике может быть сформирована следующая система мягких навыков: критическое и аналитическое мышление, логика и структурированность, умение работать с большими объемами информации, креативность и нестандартное мышление, тайм-менеджмент и самодисциплина, коммуникация и работа в команде, устойчивость к стрессу и ошибкам. Использование кейс-метода при формировании мягких навыков позволяет продемонстрировать использование математики для решения профессионально ориентированных задач и способствует погружению будущих специалистов в профессионально ориентированную деятельность.
Обсуждение и заключение. Разработанные в исследовании методические рекомендации направлены на повышение мотивации обучаемых посредством демонстрации возможностей решения профессиональных задач с применением математики и оптимизации профессиональной деятельности посредством ее эффективной организации с применением системы мягких навыков.
Введение. В условиях интенсивного развития внутреннего туризма, а также внедрения новой образовательной модели в Российской Федерации, актуальным становится рассмотрение проблемы и перспектив подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства. Автором сформулирована проблема исследования, обусловленная несоответствием кадрового обеспечения заявленному развитию туристских национальных проектов.
Материалы и методы. В исследовании использовались материалы учебных программ вузов и колледжей, а также федеральных целевых программ. Использовались такие методы, как анализ и обобщение данных литературных и интернет-источников, контент-анализ, описание и сравнение.
Результаты исследования. Выявлено, что отрасль туризма и гостеприимства испытывает значительный кадровый дефицит. С учетом внедрения новой образовательной модели в Российской Федерации необходимо обеспечить более тесную интеграцию высшего и среднего профессионального образования в сфере туризма и гостеприимства.
Обсуждение и заключение. Современные проблемы и перспективы подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в настоящее время обусловливаются интенсивным развитием национальных отраслевых проектов и внедрением новой образовательной модели в Российской Федерации. Процесс подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в контексте внедрения новой образовательной модели в Российской Федерации должен в обязательном порядке учитывать тесную интеграцию высшего и среднего профессионального образования, а также взаимодействие с работодателями и их объединениями.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Введение. Проблема исследования: противоречие между изменяющимся женским кинообразом в современном российском кино и отсутствием системного анализа его связи с социально-политическими и демографическими процессами. Цель исследования: выявить трансформацию патриотического кинообраза россиянки 1990–2020-х гг. в его взаимосвязи с социально-политическими и демографическими процессами.
Материалы и методы. Исследованы кинофильмы и сериалы, размещенные на сайтах Film.ru, IMDb, КиноПоиск, а также в архиве Госфильмофонда России. Исследование проведено методами количественно-качественного контент-анализа, дискурсивной интерпретации, сравнительноисторического, визуального, нарративного, герменевтического и компаративного анализа, метода комментированных первичных текстов. Исследование продолжает анализ данной тематики с 1890-х гг. (появления кино) по 1980-е гг., (последние десятилетие советского периода).
Результаты исследования. Выявлен и обоснован вектор развития патриотического кинообраза россиянки: в советском кино демонстрируется симбиоз идей традиционного женского статуса и равенства, где женщина находит свою профессиональную и семейную самореализацию. В постсоветском кинодискурсе доля традиционных ролей сокращается за счет продвижения идеи женской независимости. Героиня представляется как одиночка, не лишенная тяги к установлению семейно-брачных отношений, однако они кратковременны, ограничены или невозможны.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут использоваться для выработки обновленного женского образа, соответствующего традиционным ценностным идеалам. Дальнейшие исследования тематики состоят в разработке технологий продвижения ценностей патриотизма, семьи и деторождения через современные женские и мужские кинообразы.
Введение. Казачество как уникальное социально-культурное явление играет значимую роль в общественной жизни России. На современном этапе в условиях трансформации местного самоуправления, актуальным становится вопрос о механизмах взаимодействий казачьих обществ и системы органов местного самоуправления. Эта проблема требует комплексного подхода, учитывающего взаимосвязи типов взаимодействий с проблемами их реализации.
Цель исследования: выявить закономерности и разработать методологические основы эффективного взаимодействия казачьих обществ с органами местного самоуправления на основе анализа существующих моделей и механизмов их интеграции.
Материалы и методы. В работе применены системный анализ и структурно-функциональный подход, позволившие исследовать взаимодействие казачества и местной власти как комплексную систему. Использована авторская классификация взаимодействий по типам, уровням и характеру сотрудничества. Определен характер взаимосвязей проблем и типов взаимодействий.
Результаты исследования. Выявлено, что современная интеграция казачества соответствует смешанной модели, сочетающей элементы самоорганизации и государственного регулирования; разработана типология взаимодействий, позволяющая анализировать: административно-правовые и автономные формы сотрудничества: экономическое и военно-патриотическое взаимодействие; социокультурные аспекты интеграции; установлены основные проблемы, снижающие эффективность взаимодействия.
Обсуждение и заключение. Предложены условия устойчивого сотрудничества, включающие: совершенствование нормативно-правовой базы; обеспечение финансовой прозрачности; дифференцированный учет региональных особенностей. Исследование подтвердило, что эффективность взаимодействия зависит от сбалансированности моделей и механизмов управления, а также от учета многообразия региональных практик казачьего самоуправления.
Введение. Статья посвящена выявлению уровня культуры здоровьесбережения на основе оценки отношения жителей разных полов и возрастных групп населения г. Майкопа к использованию биологически активных добавок (БАД). Здоровье населения напрямую зависит от профилактики здорового образа жизни. Для поддержания здоровья люди принимают БАД.
Материалы и методы. Метод социологического исследования – анкетный опрос и неформализованное интервью. Респонденты – жители г. Майкопа Республики Адыгея разного пола и возраста – высказывали свое отношение к потреблению биологически активных добавок. В анкетировании участвовали 154 человека, которые были разделены по половому и возрастному признаку согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): молодой возраст, средний, пожилой.
Результаты исследования. Самые активные потребители БАД – это первая группа – молодежь, из них 75% употребляют биологически активные добавки, люди беспокоятся о здоровье, и цель приема – это профилактика, информацию о продукте предпочитают получать из сети Интернет. Люди среднего возраста также принимает БАД (60%), большинство предпочитают фармконсультацию провизора в аптеке при покупке БАД, надеются на поддержание пищеварительной системы. Группа пожилого возраста доверяет рекомендациям врачей и фармацевтическому консультированию (75%), их не интересуют материалы интернет-сайтов. А если они и принимают БАД, то так же, как и более молодые люди, для улучшения работы пищеварительной системы.
Обсуждение и заключение. По результатам социологического интервью и анкетирования было показано, что культура жителей региона в вопросе потребления БАД достаточно высока, об этом свидетельствует высокий процент респондентов, потребляющих БАД, и разумное отношении к рекламе в СМИ, оптимальный уровень доверия к качеству местного производителя БАД. Большинство респондентов понимают, что БАД не являются лекарственным средством и используют их как пищевые добавки для профилактики заболеваний пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Введение. В современном обществе продолжает нарастать тенденция к увеличению количества деструктивных проявлений в молодежной среде. В связи с этим представляется необходимым разработать инструментарий, позволяющий осуществлять оперативный мониторинг больших групп людей с целью выявления склонности к асоциальному поведению в молодежной среде. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена распространением деструктивных тенденций в молодежных субкультурах, о чем свидетельствуют материалы цифровых СМИ, что вызывает много вопросов и требует анализа причин, факторов и последствий такого явления. В исследовании были применены методы контент-анализа, социокультурного анализа, проанализированы материалы средств массовой информации, цифрового пространства, а также результаты эмпирического исследования, проведенного среди молодежи Республики Адыгея.
Результат исследования. Уровень вовлеченности молодежи Республики Адыгея в деятельность субкультур, пропагандирующих идеологию насилия и неонацизма, можно оценить, как низкий, несмотря на существование единичных случаев ее проявления.
Обсуждение и заключение. Одной из основных причин популярности субкультур среди молодежи является поиск идентичности и интегрированности в референтную общность. В условиях быстрого изменения социально-экономической ситуации, ощущения неопределенности и поиска своего места в мире молодые люди могут быть склонны к присоединению к группам, которые обещают силу, единство и ясные ценности. Вовлеченность молодежи в деятельность деструктивных субкультур как одного из наиболее опасных видов группировок, пропагандирующих насилие и идеи неонацизма, требует комплексного подхода со стороны государства, образовательных учреждений, общественных организаций и семей.
Введение. Ориентация на индивидуальные ценности пациента оказывает благоприятное воздействие на всех участников лечебного процесса. В такой ситуации приверженность индивида лечению максимальна. С другой стороны, учет системой здравоохранения соотношения результатов лечения к издержкам их обеспечения позволит оптимизировать затраты, а конкуренция между медицинскими организациями позволит повысить качество медицинского обслуживания. В связи с тем, что взаимоотношения всех субъектов, вовлеченных в ЦОЗ, основаны на различных принципах, неизбежно возникают конфликты. Каждый из них имеет индивидуальные особенности и ценностные ориентиры. Поэтому наука «биоэтика» призвана осуществлять этическое регулирование.
Материалы и методы. Материалами для исследования послужили нормативные документы государственного и международного уровня, материалами являются научные труды совремнных исследователей в сфере биоэтики. Основным методологическим подходом стал метод социокультурного анализа посредством анализа документов.
Результаты исследования. Изучение влияния принципов биоэтики на ценностные основы медицинских услуг.
Обсуждение и заключение. Импликации биоэтики в ценностные основы медицинских услуг системы ЦОЗ являются фундаментальными. Биоэтика ставит во главу угла человеческое достоинство, уважение к личности и стремление к благополучию каждого пациента. Интеграция биоэтических принципов в повседневную практику медицинских учреждений, обучение персонала и создание соответствующей этической культуры являются залогом успешного функционирования и развития ЦОЗ, обеспечивая предоставление по-настоящему пациентоориентированной и этически безупречной медицинской помощи. Основное влияние принципов биоэтики в ценностные основы медицинских услуг заключается в: усилении принципов автономии пациента, реализации принципа благодеяния и непричинения вреда, укреплении принципов справедливости, развитии этических компетенций медицинских работников, влиянии на разработку и внедрение медицинских технологий, укреплении доверия между пациентом и системой здравоохранения.