Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 1 (2019)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

11-27 80
Аннотация
Обращение к данной научно-исследовательской проблеме обусловлена необходимостью научно-теоретического анализа общественно-политических процессов, происходящих в современном Российском государстве через призму революционных потрясений начала ХХ в. и возросшим интересом научной и широкой общественности к ним в связи со 100-летием Октябрьской революции 1917 г., последующей Гражданской войной в многонациональной стране. В статье на основе принципов объективности и историзма, исходя из которых автор, опираясь на достоверный фактический материал, труды отечественных историков, во многом по-новому анализирует тактику компромиссов и союзов большевиков накануне, в ходе Октябрьской революции и Гражданской войны в Дагестане. Автор показывает региональные особенности расстановки и деятельность общественно-политических сил в период Октябрьской революции в крае. Отмечена малочисленность большевистских организаций в регионе и их слабое влияние на народные массы, что вынуждало их активно лавировать. Как показано в работе, большевики широко использовали тактику компромиссов и союзов с непролетарскими мелкобуржуазными и революционно-демократическими организациями, представителями мусульманского духовенства и иными общественно-политическими силами. Завершая анализ научно-исследовательской проблемы, автором сделан аргументированный вывод о роли и значении тактики компромиссов и союзов большевиков в углублении революционного процесса и установлении советской власти в многонациональном регионе.
28-39 69
Аннотация
В статье представлен анализ источников по истории русско-азиатской торговли, роли в ней восточного купечества, опубликованных в Российской печати в к. XVIII - н. XX вв. Работы по экономике и статистике, воспоминания путешественников и дипломатов, истории русско-азиатских отношений являются ценными источниками по проблеме обоснования политического присутствия Российской империи в Азиатском регионе. Что особенно актуально для современной Российской государственности, чьи геополитические интересы также сосредоточены в этом регионе. Данные статистики (в частности сборник «Государственная внешняя торговля в разных ее видах») и исследования современников, изданные в дореволюционный период, составляют комплекс исторических источников, помогающих воссоздать объективную историческую картину русско-азиатских торговых отношений. В этом состоит цель нашей работы. Для ее реализации мы использовали общенаучные методы анализа и синтеза, специально-исторические идеографический и историко-сравнительный методы исследования. При их использовании мы исходили из принципов историзма и объективизма. В итоге мы пришли к выводу, что опубликованные русскоязычные источники конца XVIII - начала ХХ вв. представляют очень значимый комплекс документов, позволяющих определить достаточно значимую роль купцов азиатского происхождения в русско-азиатской торговле и, как следствие, определить факторы экономического и политического влияния России в государствах Востока.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

40-47 50
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы воспитания в народной педагогике и выявления образовательных технологий, способствующих становлению нормативного типа личности в рамках этих педагогических институтов. Проблемы, связанные с сознанием человека, его противопоставлением с окружающим природным и социальным миром, самоидентификация, самоуправление и т.д., которое занимает ключевое положение в исследованиях ученых гуманитарных наук, разнообразные подходы, суждения, концепции, претендующие на роль «теоретических» законов, способных непротиворечивым образом описать механизмы работы человеческого сознания как такового, исследовании народной педагогике, а именно института аталычества у адыгов. Достижения и решение вытекающих из нее задач применяются такие теоретико-методологические подходы, как анализ историко-этнографической литературы по данному общественному явлению, методы аналогии, индукции, дедукции и математического моделирования. Глубокое всестороннее исследование выдвинутой проблемы может явиться серьезным позитивным вкладом в научное изучение народной педагогике и института аталычества, даст возможность установить истоки возникновения, определить факторы, влияющие на инновационную специфику функционирования в разные временные периоды развития адыгского народа, и иметь знания о его единичных направленностях и их общем системообразующем взаимообусловленном единстве. Выявить закономерности, которые, помогут в поиске и нахождении функциональных параметров, с вытекающими оттуда формальными признаками существования и ведущими к образованию их структурной интеграции в воспитательном процессе. Это будет способствовать, как мы думаем, установлению изоморфизма (одинаковости) строения совокупности элементов, входивших в состав общественных институтов разного типа. Знания о его единичных направленностях и их общей системе образования и воспитания.
48-54 86
Аннотация
В статье рассматривается фактор интеллектуального тимбилдинга или командопостроения как инструмента эффективного сплочения коллектива и его ориентации на совместное и согласованное выполнение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. Обучение иностранному языку в режиме интеллектуального командопостроения предполагает компетентностное руководство преподавателя по обеспечению развития и совершенствования навыков конструктивного общения в формате полилога, совершенствования навыков чтения и понимания практикоориентированных текстов в контексте CLIL-технологий, а также обеспечение базовых элементов психолого-эмоционального комфорта на занятиях, четкой постановки целей и определения методов их достижения, вовлеченности обучаемых в совместную слаженную работу с одновременным развитием интегративных механизмов и потенциала каждого обучаемого. Рассмотрено понятие полилога и роли фактора командопостроения в процессе совершенствования навыков устной речи, повышении мотивации и обеспечении высокого эмоционального тонуса занятия. Роль и установка преподавателя рассматривается как фактор определяющий характер взаимоотношений обучаемых в группе. Значение профессиональных качеств преподавателя, отход от формального подхода к проведению занятий, отношение к каждому обучаемому как к уникальной личности являются основополагающими. Аспект организации группового взаимодействия в процессе обучения иностранным языкам предполагает интенсивное контактное общение всех членов группы с преподавателем и между собой, культивирование внутригрупповых норм взаимоотношений, доверительность в общении, обеспечение обратной связи, сокращение социальной дистанции, способствующей конечной цели обучения иностранному языку - воспитанию субъекта общения нового поколения. Анализ результатов обучения иностранному языку с применением интеллектуального тимбилдинга позволяет сказать, что данная методика способствует активизации творческого командного мышления и эффективному усвоению языкового материала.
55-63 32
Аннотация
В статье автор отмечает, что в ближайшие годы ожидается конкуренция на рынке образовательных услуг, а, прежде всего, в работе вузов. Данные проблемы создают сложности для молодежи в выборе своего будущего профессионального ориентира. С целью решения этих и других вопросов, возникает необходимость создания специальной образовательной биржи, выступающей в качестве инструмента реализации профессиональной образовательной траектории и предъявляющей высокие требования к процессу формирования научно-теоретических основ исследования в контексте профессионального образовательного маршрута. Не смотря на то, что внимание ученых-практиков и теоретиков к проблемам профессионального самоопределения молодежи возрастает, тем не менее, остается недостаточно исследованной эффективность проведения профориентационной работы образовательными организациями. В качестве элементов педагогического сопровождения подростков в статье автором представлены принципы, компоненты и задачи, определяющие успешность их профессионального выбора. Диагностика профессиональных предпочтений подростков может быть реализована путем самосознания, предусматривающего изучение подростками в рамках определенной профессии своих индивидуальных качеств личности, а также путем оценивание индивидуальных возможностей, диагностики профессионально важных качеств личности и уровня их выраженности. Таким образом, рассмотренные автором статьи элементы педагогического сопровождения, позволят определить успешность профессионального выбора подростков, а именно: приобрести готовность к самообразованию, саморазвитию, проектированию своей линии поведения, овладению высокими технологиями, сложными интегрированными знаниями, актуальными компетенциями и пр.
63-71 49
Аннотация
Культурно-досуговая деятельность в вузе является важнейшим компонентом воспитательной работы педагогически-целесообразное содержание и направленность которой способствует созданию оптимальных условий для формирования у студенческой молодежи ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, развития общей и профессиональной культуры, творческих способностей, интеллектуального и лидерского потенциала, формирования опыта организации своей жизнедеятельности посредством участия в подготовке и проведения различных видов и форм студенческого досуга. Существующие подходы к организации культурно-досуговой деятельности, как средства личностного и профессионального развития обучающейся молодежи, в должной мере не раскрывают принципиальные позиции построения технологического процесса досуговых мероприятий профессиональной направленности, что порождает проблему, актуализирующую процесс изучения организационных основ профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи. Теоретический анализ и экспериментальное исследование, основой которого выступал анкетный опрос, позволили автору: представить данные социологического исследования, отражающего положение молодых специалистов на современном рынке труда; определить суть и содержание профессионально-направленной культурно-досуговой как средства профессионально-личностного развития обучающейся молодежи, формирования активной личностной и профессиональной позиции как важнейшего условия конкурентоспособности в социально-экономических условиях современного российского общества; определить принципы организации педагогически-целесообразного процесса культурно-досуговой деятельности в вузе, отражающей направленность на формирование активной жизненной и профессиональной позиции студенческой молодежи.
71-82 64
Аннотация
Цель статьи - анализ подходов разных авторов к отбору универсальных учебных действий, которые целесообразно формировать у обучающихся в процессе обучения математике; анализ подходов к определению критериев и уровней их сформированности. Объектом является процесс обучения математике обучающихся основной общеобразовательной школы. Предмет: методика формирования и оценивания ключевых универсальных учебных действий обучающихся основной общеобразовательной школы в процессе обучения математике. Задачи: сформулировать и обосновать авторскую позицию к определению термина «ключевые универсальные учебные действия», формируемые в процессе обучения математике, перечислены действия, входящие в их состав; в качестве примера представить критериально-уровневая модель формирования К.УУД «декодирование информации», состоящую из уровней: базового, повышенного, высокого; критериев: мотивационного, когнитивного, праксиологического, рефлексивного и их индикаторов. Предложена многомерная пространственно-уровневая модель, наглядно иллюстрирующая динамику формирования К.УУД от класса к классу обучения. Сформулирован вывод, повествующий, что обозначенный целевой компонент методики формирования К.УУД, представленный в данном формате, стал направляющим вектором для разработки остальных компонентов методики их формирования у обучающихся основной общеобразовательной школы при обучении математике.
83-91 456
Аннотация
Статья обращается к одной из актуальных проблем - трансформации высшего образования в условиях цифровизации. В статье рассмотрены основные направления цифровой трансформации, которая радикально меняет экономику, образование и образ жизни в целом. Показано, что цифровые технологии для образовательного процесса - необходимое, но недостаточное условие для повышения результативности учебной работы. Востребованность способности к анализу систем, распространение идей и методов процессного управления, увеличение числа рабочих мест, где требуются умения ставить задачи и формализовать методы их решения, - все это заставляет переопределить традиционные образовательные результаты в ходе цифровой трансформации образования. Достижение данной цели особенно актуально в связи с распространением облачных вычислений, общедоступного высокоскоростного интернета, с повсеместным внедрением умных цифровых инструментов, использованием методов искусственного интеллекта и широким внедрением технологий виртуальной реальности. Проведено исследование внедрения цифровых технологий, обеспечивающих возможность улучшения образования, позволяющих планировать конкретные шаги по трансформации работы вузов, а также для совершенствования учебной и воспитательной работы. Для того чтобы справиться с подступающими вызовами, российская система образования должна в исторически кратчайшие сроки осуществить цифровую трансформацию, перейти к новой модели организации образовательного процесса, использовать для этого высокотехнологичные организационно-педагогические и методические решения. Предложено разработать и широко внедрять высоко результативные и экономически эффективные цифровые технологии. Одновременно с этим, необходимо преодолеть имеющийся в образовании технологический цифровой разрыв. Новизна исследовательского подхода заключается в определении основных направлений трансформации образовательного процесса в вузе в условиях цифровой экономики. В результате анализа выработано авторское концептуальное видение сущности, перспектив и возможных последствий трансформации современного образования, выявлены основные направления внедрения цифровых технологий образовательного процесса, основанного на использовании цифровых технологий.
92-103 55
Аннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью развития межведомственного взаимодействия как важнейшего условия формирования системы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи. Потребности в организации профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности обучающихся обусловлены, с одной стороны, значимостью этого вида внеаудиторной деятельности в развитии личностных и профессиональных качеств молодежи в процессе их обучения в вузе, с другой, недостатком работ, отражающих условия организации культурно-досуговой деятельности как фактора профессионально-личностного становления и самосовершенствования студенческой молодежи. Проблема исследования заключена в постановке следующего вопроса: каковы условия совершенствования системы профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи как фактора их личностного и профессионального развития и самосовершенствования? Решение этого вопроса и составляет цель настоящего исследования. Базовым методом экспериментальной части исследования стал анкетный опрос, результаты которого подтвердили авторское предположение о проблемах, которые сложились в процессе межведомственного взаимодействия субъектов организации профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи на уровне муниципалитета (г. Ставрополь). В статье на теоретическом уровне представлена суть и содержание культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи как фактора профессионально-личностного развития обучающихся, формирования их активной жизненной и профессиональной позиции, определяются условия развития организационных основ профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи, анализируется взаимодействие субъектов культурно-досуговой деятельности молодежи на уровне муниципалитета (г. Ставрополь), представляются положения по оптимизации процесса межведомственного взаимодействия в развитии профессионально-направленной культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи.
104-113 38
Аннотация
Реализация новых образовательных стандартов ориентирована на переход от оценки когнитивных показателей обучающихся к оценке уровня сформированности компетенций, что проявляется в необходимости разработки новой контрольно-оценочной системы - фонда оценочных средств по дисциплине (ФОС). Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования: каков механизм проектирования фонда оценочных средств в контексте реализации федеральных образовательных стандартов высшего образования? Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методических аспектов проектирования фонда оценочных средств как условия реализации федеральных образовательных стандартов высшего образования. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии, метод проектирования. Результатом представленного исследования является разработка методических аспектов системы оценки образовательных результатов в контексте реализации ФГОС ВО, которая предусматривает учет всех показателей, полученных выпускником в процессе прохождения профессионального образовательного маршрута (практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных). Ключевые выводы: предложены примеры материалов текущего контроля для оценки сформированности компетенций по направлению подготовки 43.03.02 Туризм; разработаны критерии (шкалы) оценивания компетенции и уровней ее формирования в соответствии с формой контроля.
114-123 45
Аннотация
В статье представлены аспекты понятия готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. В статье приведен анализ взглядов исследователей на понятие «готовность к взаимодействию». Представлена структура готовности к позитивному взаимодействию, включающая мотивационно-личностный, когнитивный и операционно-действенный компоненты. Представлено содержательное наполнение каждого из структурных компонентов готовности. В статье представлен детальный анализ субъектов воспитательного пространства: 1) родители, нацеленные на создание приемной (замещающей) семьи; 2) дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях; 3) специалисты, работающие с замещающими семьями. Значительное внимание уделено модели формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов. Структура модели объединяет целевой, организационный, содержательный и результативный блоки. Значительное внимание уделяется содержательному наполнению и описанию каждого блока. Интеграция содержательного наполнения отмеченных блоков направлена на эффективность реализации модели. Особое внимание уделено эффективному и неэффективному взаимодействию в замещающей семье. Выделены причины, даны характеристики. Обобщается практический опыт апробации модели готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Представлены результаты исследования по апробации модели на базе образовательного учреждения, занимающегося целенаправленной подготовкой субъектов воспитательного пространства замещающей семьи (на примере подготовки педагогов, психологов и других специалистов, работающих с замещающими семьями).
124-132 59
Аннотация
Актуальность проблемы изучения и реализации инновационного опыта преподавания иностранного языка на основе предметно-языковой интеграции обусловлена нарастанием масштаба интеграционных процессов в профессиональном образовании, налаживанием механизмов взаимодействия образования, науки и производства, увеличением диапазона возможностей в сфере академической мобильности, поиском оптимальных путей формирования заданного набора компетенций в рамках подготовки инженерных кадров в вузе. Анализ результатов профессионально-языковой подготовки обучаемых по направлению «нефтегазовое дело» (уровень бакалавриата) на инженерном факультете технологического вуза выявляет необходимость разработки метапредметной методологии профессионально-языковой подготовки, подразумевающей одновременное формирование иноязычных коммуникативных навыков и профессиональных компетенций, в соответствии с концепцией взаимосвязи, преемственности и интеграции учебных предметов и дисциплин в структуре профессионального образования. Целью исследования является обзор и обобщение результатов использования методики предметно-языкового интегрированного обучения CLIL в обучении и выявление диапазона возможностей ее интеграции в системе многоуровневого образования инженеров с целью достижения нового качества инженерной подготовки. Используется метод выделения, обобщения и распространения передового педагогического опыта. Делается вывод о том, что в процессе поиска методов, средств, форм и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования при подготовке обучающихся по направлению «нефтегазовое дело», методика предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку (CLIL) может использоваться в качестве альтернативы традиционным методикам.
133-144 70
Аннотация
Актуальность заявленной темы исследования определяется ростом значимости эффективного чтения иноязычных профессиональных текстов в условиях модернизации высшего образования и информатизации общества. Процесс формирования иноязычной профессиональной компетентности обучаемых в техническом вузе связан с рядом проблем. Одна из них - отсутствие методик чтения иноязычных профессиональных текстов, учитывающих психолого-педагогический контекст обучения. Целью исследования являются психолого-педагогическое обоснование и разработка методики обучения чтению иноязычных профессиональных текстов. На основе изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования, опыта педагогической работы разработана методика обучения чтению иноязычных профессиональных текстов, включающая комплекс упражнений и заданий, учитывающий психолого-педагогический контекст обучения, возрастные особенности и профессиональную специфику обучаемых в техническом вузе. Педагогический эксперимент по выявлению результативности методики обучения чтению иноязычных профессиональных текстов подтвердил гипотезу исследования. Доказана эффективность методики обучения чтению иноязычных профессиональных текстов, которая позволяет повысить качество чтения профессиональных текстов. Использование на практике результатов данного исследования будет способствовать повышению эффективности обучения иностранным языкам в целом и развитию компетенции в чтении иноязычных профессиональных текстов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

145-153 63
Аннотация
Представлены результаты анализа взаимосвязи феноменов ментальности, языка и культурной символики. В этом ряду язык занимает особое место, поскольку его структуры являются обязательным компонентом двух других феноменов. Язык, выступающий в качестве основы символической составляющей менталитета, воспроизводит культурную символику и одновременно определяет ее содержание. Собственно идеальное существует для человека, прежде всего в языковых формах. Обращено внимание на взаимосвязь понятий «ментальность», «менталитет», пришедших в нашу культуру из западной социологии, и исконно-русских понятий «дух», «духовность». Рассмотрено соотношение понятий «менталитет», «культурный код» и «социокод». Подробно исследован аспект учета символического и знакового характера культуры. Предпринята попытка исследования ментальности при переходе к грядущей информационной цивилизации с сетевой структурой организации коммуникаций на базе глобальных компьютерных сетей. Обозначены тенденции в области исследования культуры, связанные с появлением таких феноменов, как информационная и интеллектуальная культура, мозаичная массовая культура, элитарная культура, культура виртуальной реальности и выявления их соотношения, взаимопроникновения и взаимодействия с народной духовной культурой. Дается оценка существенных изменений ментальности, связанных с разрушением целостной знаковой системы культуры под воздействием средств массовых коммуникаций и виртуальной реальности.
154-164 112
Аннотация
В статье раскрываются вопросы социологии лидерства на примере политического лидерства в современном российском обществе. Обосновывается необходимость рассмотрения категории политического лидерства как типа социального института. Методология исследования базируется на понимании лидерства как способности индивида быть первым в преодолении застойных явлений в жизни социальных общностей разного уровня, ведя за собой остальное большинство. В работе раскрывается сущность номинального и фактического лидерства, отмечается значимая роль ближайшего профессионального и личного окружения лидера, утверждается, что влияние номинального лидера на политическую ситуацию, как правило, выше, чем влияние так называемых «серых кардиналов». Акцентируется мысль, что политический лидер должен не только указывать цель и вести к ней последователей, но и формировать представление о позитивных преобразованиях в жизни конкретных людей, идущих к данной цели. Также важным социальным основание политического лидерства должна быть профессионализация - качественная учебно-дисциплинарная подготовка по гуманитарным, экономическим и юридическим предметам. Научная новизна в статье реализуется посредством использования эмпирического материала, отражающего современные политические реалии российского политического лидерства.
165-171 51
Аннотация
Понятие современный «региональный университет» является ключевым моментом во многих дискуссия по поводу сложившейся иерархии вузовского образования. Реформирование системы высшего образования повлекло за собой градацию университетов на федеральные, исследовательские, опорные и региональные. Хотя, по нашему мнению, не совсем правомерно помещать региональные вузы в данную классификацию, так как и исследовательский и опорный университет, по своим основным функциям, может являться региональным вузом. Учитывая степень взаимопроникновения двух подсистем «региона» и «университета», в статье сделана попытка комплексного анализа миссии «регионального университета». В основание методологии исследования были положены диалектический метод и исторический подход. При комплексном изучении университета как сложной системы учитывались основные аспекты синергетической теории. Анализируя социокультурные процессы развития современного регионального университета, авторы опираются на концепции, сформированные в философии, культурологии и социологии. В статье сделан вывод, что социокультурные изменения, возникающие во внешней среде, влекут за собой синхронные преобразования и в университетском образовании, где создается такая адаптивную модель, которая позволяет вузу сохранять при всех современных вызовах свою традиционную уникальность.
171-179 70
Аннотация
В современной российской науке недостаточно глубоко рассмотрена роль различных социальных институтов в формировании трудовых ценностей и установок молодого поколения. Социологическое исследование, проведенное автором статьи в 2018 г. методом раздаточного анкетирования среди студентов вузов г. Нижнего Новгорода и их родителей, рассматривает широкий круг вопросов, связанных с влиянием семьи на формирование трудовых ориентаций современной молодежи. Задачи исследования включали в себя: сопоставление структур базовых ценностей двух поколений; осуществление сравнительного анализа ценностей в сфере труда, их места в структуре базовых ценностей; выявление сходств и различий в требованиях к работе у детей и родителей; анализ роли семьи в профессиональном самоопределении студентов; рассмотрение механизмов влияния старшего поколения на выбор профессии молодежью. По итогам опросов было установлено полное совпадение структур базовых ценностей двух поколений. Выявлено возрастание влияния семьи на профессиональный выбор молодежи. Установлено, для современных студентов так же, как и для поколения родителей, приоритетным в работе является содержательный аспект. Более значимыми для молодежи в сравнении со взрослыми оказалась материальная сторона трудовой деятельности, а также аспект труда, связанный с личной самореализацией. Для родителей больше, чем для детей, важен социальный компонент трудовой деятельности. Результаты исследования говорят о том, что в настоящее время семья по-прежнему обладает мощным потенциалом воспитательного воздействия в плане формирования ценностной системы молодого поколения, в том числе и в сфере труда.
180-188 71
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы обеспечения доступности российских граждан к правосудию. Актуальность темы научного исследования обусловлена трудностями и противоречивостью развития судебной системы в современной России, существованием и воспроизводством неправовых практик, необходимостью разработки стратеги обеспечения доступа любого гражданина к правосудию. Модернизация всей судебной системы, в конечном итоге, призвана способствовать построению в России правового и демократического государ-ства. Цель исследования состояла в анализе отношения населения к российской судебной системе, а также в выявлении факторов доступности к правосудию в современном российском обществе. Объект исследования - отечественная судебная система, предмет - доступность российских граждан к правосудию. Авторами использовался метод вторичного анализа данных, а также метод массового опроса (анкетирование). Объем стратифицированной выборки составил 460 человек. Исследование показало, что, несмотря на непрекращающиеся реформы отечественной судебной системы, сохраняются препятствия и ограничения в доступе россиян к правосудию, в совокупности определяющие высокий уровень недоверия населения к суду как социальному институту и средству решения проблем. Авторами выделены объективные и субъективные факторы доступности российских граждан к правосудию, делается вывод о том, что обеспечение независимости судов и доступности граждан к правосудию сопряжено с такой социальной ценностью, как социальная справедливость.
189-199 37
Аннотация
На формирование межнационального согласия огромное влияние оказывают характерные массовому сознанию общественно-политические установки. Эмпирические данные показывают доминирование утверждения о недопустимости применения насилия при решении межнациональных проблем, хотя заметная часть респондентов допускает использование насильственных действий в ситуации нарушения принципов справедливости в отношении своего народа в разных социальных сферах. Преобладание в массовом сознании позиции, характеризующей взаимоотношения народов Дагестана как стремление объединиться в единую, сильную дагестанскую нацию является свидетельством происходящих в республике позитивных изменений и имеющего потенциала формирования межнационального согласия. Не меньшую роль в формировании межнациональной и межрелигиозной толерантности в массовом сознании дагестанских народов играют, выработанные еще в социалистический период принципы интернационализма и дружбы народов. Кроме того, необходимость учесть, что формирование межнационального согласия в Дагестане имеет длительную историю, обусловленное его полиэтничностью и поликонфессиональностью. Установлено, что существование в общественном сознании дагестанцев, в той или иной степени, проявляемой интолерантности вовсе не является базой возникновения межнационального противостояния и открытого этноконфликта, хотя почва для этого имеется, в частности, нерешенность вопроса территориальной реабилитации чеченцев-аккинцев, проблема этнополитического статуса малочисленных дагестанских народов, земельная реформа, кадровый вопрос, которые в совокупности способны дестабилизировать современное дагестанское общество.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)