Preview

Вестник Майкопского государственного технологического университета

Расширенный поиск
№ 2 (2019)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

11-20 56
Аннотация
В статье рассматривается роль профессионально-технического образования, курсов, профориентационной работы в повышении культурно-технического уровня рабочих Дагестана во второй половине 80-х гг. ХХ в. Актуальность вопроса заключается в отсутствии на современном этапе полноценной политики в области профориентации подготовки рабочих кадров. Цель - изучение накопленного опыта по повышению культурно-технического уровня рабочих. Показано усиление работы со школьниками, ориентация их на получение технического образования и работу на промышленных предприятиях республики; успехи и имевшиеся проблемы в деятельности профессионально-технических, технических училищ, профильных техникумов. Проанализирован процесс получения специальности и повышения профессионального уровня рабочих на заводах и фабриках. Перечислены основные промышленные предприятия Дагестана, на которых велась работа подготовке рабочих кадров и повышению их культурно-технического уровня. Отмечена шефская поддержка училищ и техникумов организациями и предприятиями Дагестана во второй половине 80-х гг. ХХ в. Названы имена наиболее активных молодых рабочих республики, достигших успехов в производственной области. Выявлено, что в развитии профтехобразования в республике существовал разрыв между размещением училищ и центрами прироста трудовых ресурсов, что создавало трудности в комплектовании профессионально-технических училищ.
21-31 70
Аннотация
С использованием архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот, актуальным представляется исследование реформ в Дагестане, способствовавших вовлечению населявших его народов в экономическое, политическое и культурное пространство Российской империи. Постановка проблемы заключается в изучении ранее неизвестных некоторых особенностей экономического развития, таких как дорожное строительство; возведение мостов; сооружение морского порта в Петровске на берегу Каспийского моря, прокладки железной дороги, связавшей Дагестан с Россией и Закавказьем через Северный Кавказ, имевшей не только транспортное значение, но и промышленное. Акцентируется внимание на города Темир-Хан-Шуру, Петровск, Дербент и Кизляр, а также слободу Хасавюрт, сыгравших большую роль в социально-экономическом, политическом и культурном развитии пореформенного Дагестана. Целью исследования является анализ основных экономических, политических и культурных изменений в городах Дагестана, которые обусловлены их интеграцией в капиталистический путь развития России и колониальными интересами самодержавия. Составляя незначительную часть населения области в пореформенное время, города играли все большую роль в социально-эконмическом, политическом и культурном развитии Дагестана. Решение поставленных в статье задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках исторического, сравнительного и статистического анализа. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что пореформенный период стал во многих отношениях поворотным этапом в истории Дагестана и, прежде всего в том, что вхождение его в Российскую империю определило дальнейший экономический прогресс всего Северного Кавказа. Постепенно, под влиянием российских рыночных отношений 2-ой половины XIX в., веками устоявшийся экономический уклад горцев стал на путь трансформации.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

32-40 105
Аннотация
Статья посвящена проблеме преподавания гуманитарных дисциплин на технических и медицинских специальностях вуза, их значении в формировании мировоззрения и культурно-нравственного развития личности студента. В XXI веке подготовка востребованного специалиста предполагает наличие у него не только профильных знаний и навыков, но разносторонней гуманитарной подготовки. В рамках данной статьи представлены обобщенные результаты проведенного исследования, связанного с определением роли и эффективности гуманитарных дисциплин в МГТУ. В результате, которого было выявлено, что гуманитарное образование способствуют развитию самостоятельного мышления и формируют мировоззрение, помогает разобраться в окружающей действительности, в самом себе и других людях, обогащают нравственную, эстетическую и профессионально-этическую культуру студентов. В ходе исследования были выявлены, проблемы с которыми сталкиваются студенты технических и медицинских специальностей в освоении гуманитарных знаний: в преподавании гуманитарных дисциплин мало учитывается специфика технической и медицинской направленности специальностей, недостаточно используются технические, визуальные и цифровые средства обучения, что снижает качество гуманитарной подготовки. Студенты не заинтересованы в изучении гуманитарных наук, т.к. считают их невостребованными в будущей профессии. Что свидетельствует о неосознанности ими целей (миссии) гуманитарной составляющей профессионального образования. Авторами также обозначены векторы решения выявленных проблем.
41-48 151
Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс проектной деятельности студентов, в соответствии с требованиями стандартов. В статье рассматривается проблема организации и реализации проектной деятельности студентов в образовательном процессе вуза (колледжа). Цель статьи - выявить характерные признаки проектной деятельности студентов в образовательном процессе, определить условия эффективности проектной деятельности и возможные трудности реализации. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение. В качестве результатов исследования автором представлены следующие положения: Выявлены качества современного выпускника, предъявляемые работодателями и формируемые в процессе его включения в проектную деятельность. Автор приходит к выводу, что проектная деятельность выступает дидактическим средством профессионального обучения. Определены цели и задачи проектной деятельности в обучении студентов. Автор дает обобщенную характеристику роли и деятельности педагога и студента, включенных в проектную деятельность. Выделены основные типы проектной деятельности в зависимости от различных оснований: предметно-содержательная область, характер контактов в проекте, количество участников проекта, продолжительность реализации проекта, доминирующая деятельность студента в проекте. На основе анализа теоретических данных, представлены основные трудности и ошибки реализации проектной деятельности студентов в образовательном процессе учреждений профессионального образования. Автором определены условия, при которых организация проектной деятельности студентов в образовательном процессе организаций профессионального образования будет наиболее оптимальной. Выводы: организация проектной деятельности студентов в образовательном процессе будет более успешной при реализации условий и учёте обозначенных автором ошибок и трудностей реализации проектной деятельности как со стороны педагогов, так и со стороны студентов.
49-56 44
Аннотация
Актуальность статьи. Данная статья рассматривает современные формы и методы обучения проведения самостоятельной работы в дистанционном режиме при подготовке будущих конкурентоспособных специалистов морского транспорта. Статья отмечает изменения в современной системе высшего образования, связанные с сокращением практических, лабораторных занятий и увеличением часов, предусмотренных на самостоятельную работу. Указывается необходимость поиска инновационных компьютерных технологий обучения, благодаря которым создаются условия для эффективного усвоения знаний и формирования профессиональных умений и навыков. Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки, а именно дистанционное обучение и фазы усвоения учебного материала. Учебная деятельность в дистанционной системе обучения представляется как возможность усвоения теоретических знаний и овладения практическими учебными навыками вне аудитории. Предметом исследования в данной статье является процесс организации самостоятельной работы курсантов как средство формирования профессиональных компетенций. Анализируется необходимость оптимальной организации самостоятельной работы с учетом требований современных образовательных стандартов и форм контроля. Методами исследования в статье являются: теоретические (анализ учебно-методической литературы по исследуемой проблеме); эмпирические (различные виды компьютерного тестирования как одна из самых распространенных форм контроля в работе курсантов и роль педагога-тьютора в организации учебной деятельности, используемой при проверке выполнения самостоятельной работы). В результате раскрывается эффективность использования различных видов тестирования в самостоятельной работе курсантов. Предлагаются инновационные технологии дистанционного обучения, и их сочетание с традиционными методами, что обеспечивает качество самоорганизации и самоподготовки курсантов.
57-66 68
Аннотация
Интеграция России в единое европейское образовательное пространство детерминировало смену традиционной парадигмы образования с гуманистической на компетентностную, квинтэссенцию которой составляет формирование у обучающихся системы компетенций на основе учета глобальных тенденций достижения качества образования. Главным признаком реализации программ профессиональной подготовки выпускников в контексте Европейского образовательного стандарта считается ответственность образовательных организаций за качество учебно-воспитательного процесса, ориентированного на компетентностную парадигму современного образования. Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования: каковы проблемы реализации ФГОС 3+ на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в контексте компетентностного подхода в образовании? Цель исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию организации процесса профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма в системе непрерывного профессионального образования как условия эффективного перехода на ФГОС 3++. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ, синтез, метод аналогии. Полученные результаты: осуществлен анализ реализации ФГОС 3+ по уровням профессиональной подготовки колледж-бакалавриат-магистратура; выявлены проблемные аспекты реализации федеральных образовательных стандартов третьего поколения на разных ступенях профессиональной подготовки будущих работников индустрии туризма (колледж-бакалавриат-магистратура), внесены предложения по совершенствованию организации процесса профессиональной подготовки обучающихся в системе непрерывного профессионального образования в контексте перехода на ФГОС 3++. Ключевые выводы: выявленные проблемные аспекты могут выступить ориентиром при разработке образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++ в системе непрерывного профессионального образования.
66-75 75
Аннотация
Современная парадигма образовательного процесса в вузе, реализация образовательных стандартов нового поколения, предусматривающая компетентностный подход в обучении, а также реалии в области международного спортивного и олимпийского движения, диктуют очевидную необходимость пересмотра и корректировки дисциплин и спецкурсов с целью формирования соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся. Это обстоятельство обусловило постановку проблемы исследования, которая заключается в устранении противоречий, продиктованных, с одной стороны, необходимостью решения важных стратегических задач по оптимизации профессионального образования и расширения спектра эмпирических знаний, с другой стороны, отсутствием необходимого комплекса дисциплин, в том числе, в условиях сокращения аудиторных часов в пользу самостоятельной работы обучающихся. В этой связи цель исследования заключалась в расширении структуры и тематики курсов по выбору, включающих контент, посвященный наиболее актуальным вопросам и проблемам современного международного спортивного и олимпийского движения, призванных решить не только первостепенные задачи по реализации олимпийского образования, но и сформировать ряд компетенций, предусмотренных соответствующими ФГОС ВО. В ходе исследования применялись следующие методы: сбор, анализ и систематизация первоисточников, сравнение и сопоставление, мысленный эксперимент, индуктивный и дедуктивный методы. Ключевые выводы: для предметной визуализации были разработаны таблицы, отражающие структуру и содержание дисциплин по выбору историко-спортивной тематики, их взаимосвязь и взаимообусловленность, в том числе, с дисциплиной «Олимпийское образование», реализуемой в рамках общеобразовательных программ в вузах.
76-85 51
Аннотация
В статье предлагается использование компетентностной модели обучения, обеспечение практико-ориентированного характера математических заданий посредством межпредметной интеграции. Актуальность использования этой модели обусловлена тем, что развитие современной науки и производства вызывает потребность в поиске новых современных методов, средств и форм обучения, которые выражают интересы личности, адекватные тенденциям интенсивного развития общества. Проблема исследования: каковы научные основы содержания, методов и средств обучения математике, ориентированные на овладение обучающимися функциональной грамотностью. Решение данной проблемы составляет цель исследования. Методы исследования: изучение существующей методической литературы по данному вопросу, Государственных образовательных стандартов высшего образования, рабочих программ по математике, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, учебных пособий и учебников, диссертаций и авторефератов по данной проблеме, изучение работ по педагогике и методике преподавания математики. Результатом теоретического исследования является предлагаемый подход к обучению применению математики для исследования процессов бурения нефтяных и газовых скважин при помощи дисперсионнного анализа. В результате применения компетентностного подхода к обучению моделированию производственных ситуаций статистическими методами у бакалавров нефтегазового дела формируются необходимые профессиональные компетенции.
86-95 64
Аннотация
Актуальность исследования. Проблема организации эстетического воспитания школьников средствами фольклора является актуальной для регионов России, которые населены народами, трепетно относящимися к своей самобытной культуре и пытающиеся передать её основы подрастающему поколению. В данной статье показан опыт организации эстетического воспитания школьников на основе ингушского фольклора. Целью данной статьи является изучение возможностей комплексного подхода в организации эстетического воспитания школьников на основе ингушского фольклора на примере системы общего и дополнительного образования Республики Ингушетия. В статье используются методы теоретического анализа литературы, метод изучения опыта. Результаты. В процессе проведённого исследования было установлено, что характер эстетического отношения школьников к действительности изменяется с возрастом: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы; старшеклассники в большей мере интересуются эстетикой поведения, отношений, внешнего вида человека. Эти особенности необходимо учитывать при планировании форм и методов эстетического воспитания школьников средствами фольклора, как в условиях основного общего, так и в условиях дополнительного образования школьников, тем самым реализуя комплексный подход в процессе воспитания.
95-102 100
Аннотация
В период глобализации и интернационализации современного образовательного пространства одной из стратегических задач является воспитание всесторонне развитой личности. Интенсивные коммуникационные процессы современного мира, заставляют по-иному оценить роль и значение иностранного языка в образовательном процессе. Формирование высококвалифицированного специалиста сегодня невозможно в узких местнических рамках. Система глобального образования подразумевает сформированность у обучающихся иноязычных речевых коммуникаций, позволяющих свободно общаться в иной социокультурной среде. При изучении иностранных языков обучающиеся в первую очередь сталкиваются не с проблемами лингвистического характера, а с факторами, определяющими социальную, бытовую и культурные сферы страны изучаемого языка. Поэтому современные методики обучения иностранному языку не могут не включать в себя социокультурный аспект, ибо только на его основе достигается эффект лингвострановедческого погружения. Диалектический метод представляет собой основание методологии представленного исследования. При системном анализе различных методик изучения иностранных языков, автор, использует синергетический метод. Исследуя применение социокультурного подхода в образовании, опирается на категориальный аппарат, представленные в современной педагогике, социологии и культурологии. В результате исследования показано, что современные методики обучения иностранному языку должны включать в себя социокультурные аспекты, что позволяет быстрее адаптироваться обучающимся в любой иноязычной среде.
102-110 96
Аннотация
В статье актуализируется проблематика выявления методический путей совершенствования обучения иностранному студентов неязыковых вузов. Авторы рассматривают данную проблему на основе интеграции традиционных и инновационных методов, которые, с точки, зрения авторов призваны более прогрессивно решать ряд специфических задач формирования языковой коммуникации и речедвигательных языковых навыков. В статье обозначена проблема необходимости учета психолого-педагогического потенциала традиционных методов обучения иностранному языку (например, таких как речевые упражнения, имитационный методы игровой и пр. в сочетании с инновационными методами обучения (например, технология развития критического мышления, метод портфолио, метод электронного портфолио, методы e-learning и m-learning обучения и т.д.). В связи с необходимостью решения проблем усвоения иностранного языка на основе формирования устойчивой иноязычной компетенции, авторы осуществляет постановку цели, заключающейся в обосновании эффективности интеграции инновационных и традиционных методов обучения иностранному языку. Методы исследования: метод теоретического анализа, синтеза, метод сравнения и обобщения информации. В статье анализируются требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования в плане владения навыками иностранного языка и формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также приводится специфика традиционных и инновационных методов обучения, отвечающих основным концептам достижения задач Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Результаты: выявлен методический потенциал традиционных методов обучения и его увеличение в контексте интеграции с внедряемыми в образовательный процесс инновационными подходами и технологиями; обоснована значимость методической интеграции в процессе формирования устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

111-121 118
Аннотация
В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы к пониманию сущности местного сообщества как сложного социального феномена, объединяющего признаки социальной группы и социальной общности. На основе методов систематизации, обобщения и сравнения различных теоретических подходов к пониманию сущности местного сообщества сделаны выводы, что в современной научной литературе существуют два основных подхода к определению понятия местное сообщество: коммунитарный и социально-территориальный. Коммунитарный подход рассматривает сообщества как производные от общения (взаимодействия) социальных объектов. Социально-территориальный подход определяет местные сообщества через наличие какого-либо общего начала, объединяющего людей. Многоплановость трактовок понятия "местное сообщество" подчеркивает комплексный характер, рассматриваемых процессов. В работе обосновывается понимание местного сообщества как особой стадии развития социально-территориальной общности. Местное сообщество при этом рассматривается как совокупность горизонтальных социальных связей (отношений) между людьми, порождаемое взаимодействием совокупности людей, проживающих на территории муниципального образования, имеющих общие интересы и ценности, осознающих необходимость объединения действий для решения вопросов местного значения и взаимодействующих по поводу решения вопросов местного значения. Рассмотрение местного сообщества как стадии развития социально-территориальной общности позволит применить новые эмпирические методики для его изучения социологическими методами.
122-128 87
Аннотация
В статье проанализированы перспективы трудоустройства тульской молодежи на региональном рынке труда. Отмечено, что близость столичного региона является фактором, негативно влияющим на местный рынок труда, так как современные молодые люди ориентированы на быстрый карьерный рост и высокую заработную плату, которые региональный рынок труда не в состоянии им предложить. На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного на базе лаборатории социально-политических исследований Тульского государственного университета в 2018 г. выявлено распространение среди студентов «необразовательных» мотивов получения высшего образования, отсутствие заинтересованности в освоении выбранной профессии. Кратко охарактеризованы основные причины высокого уровня фрикционной безработицы среди молодежи, к ним относятся, с одной стороны, неумение молодых людей выстраивать коммуникацию с потенциальным работодателем, отсутствие навыков самопрезентации, умения самостоятельно искать подходящие вакансии в различных источниках информации, отсутствие желания интенсивно трудиться и доучиваться на новом месте работы в соответствии с потребностями производства, а с другой стороны - нежелание работодателей принимать на работу специалистов без опыта трудовой деятельности, обучать молодых людей в соответствии со спецификой своего предприятия. Предложены меры решения обозначенных проблем, включающие в себя информационные, профориентационные и образовательные ресурсы.
129-143 48
Аннотация
Настоящее исследование направлено на выявление признаков социокультурной идентичности работников службы спасения региона на основе анализа уровня профессиональной культуры. Актуальность темы обусловлена тем, что от эффективности служб спасения во многом зависит социальная стабильность в стране и отдельном регионе. Особая роль в эффективности спасательных служб отводится непосредственным исполнителям, участвующим в преодолении катастроф и их последствий - служащим специальных поисково-спасательных отрядов (ПСО). Внешняя сторона деятельности службы спасения достаточно широко освещается в СМИ, особенно в периоды наступления чрезвычайных ситуаций. Личностные характеристики и особенности взаимодействия участников спасательных операций, в совокупности со специальными знаниями и навыками составляющие основу профессиональной культуры, часто остаются за кадром. Методология исследования основывается на институциональном и структурно-функциональном подходах к анализу деятельности спасателей. Эмпирический социологические данные получены методом социологического опроса генеральной совокупности Поисково-спасательного отряда Главного управления МЧС по Республике Адыгея. В результате проведенного исследования были получены интегративная модель личности спасателя, а также данные, свидетельствующие о высоком уровне профессиональной культуры и адекватной социокультурной идентичности работников ПСО. Показателем профессиональной культуры является понимание работниками ценности профессиональной подготовки для спасательных мероприятий. У большинства работников в процессе службы сложилось ценностное отношение к человеческой жизни как в чрезвычайных ситуациях, так и в условиях повседневности. Понимание ведущей роли государства в обеспечении эффективной деятельности служб спасения и высокая самооценка деятельности служб спасения свидетельствуют о стабильности структуры и эффективности деятельности МЧС.
143-152 92
Аннотация
В статье раскрывается проблема усиления социальной дифференциации российской молодежи в советский и постсоветский периоды. Целью исследования явился анализ социокультурной деятельности советской молодежи, а также выявление роли комсомола в их жизни. В качестве метода научного исследования был использован контент-анализ региональной прессы. В статье проводится качественный анализ причин и значимых факторов эволюции молодежных объединений, обусловивших их переход от традиционной советской идеологии единства молодежи с партийными структурами КПСС к новым формам организации по принципу самодостаточности и многовариантности идеологической основы. Результаты проведенного исследования помогли выявить общие для советского и постсоветского периода проблемы включенности молодых людей в общественную жизнь, которую молодежь перестала воспринимать как насущную необходимость после распада комсомола. Итогом послужило возникновение большого количества неформальных объединений, что породило социальную дифференциацию в молодежной среде. Помимо социального расслоения, обострения конфликтов и нарастания социальной напряженности негативные формы принимает и дифференциация социального состава молодежи, когда провоцируются нежелательные эффекты рассогласованности и обострения противоречий в среде молодежи по поводу неравенства. Эти явления ведут к нарушению целостности общества, что еще раз подчеркивает важность изучаемой нами темы.
153-161 102
Аннотация
Статья представляет собой результаты анализа проблемы формирования гражданская идентичности личности. Цель статьи - выделить особенности и механизмы формирования гражданской идентичности детей и подростков средствами летнего лагеря отдыха. Методы исследования - теоретический анализ, синтез, обобщение. Проанализированы концепции гражданского воспитания. Обозначены критерии и виды идентичности: социальная, личностная. Значительное внимание уделяется гражданской идентичности, как одному из видов социальной идентичности. На основе теоретического изучения подходов к определению понятия «гражданская идентичность», авторы выделяют в структуре гражданской идентичности когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный и деятельностный компоненты. В статье определены потенциал и особенности воспитательной работы, проводимой в летнем детском лагере, как механизма формирования гражданской идентичности детей и подростков. Представлены особенности проведения лагерной смены, с точки зрения детской событийной общности при которой необходимо формирование гражданской идентичности. Выделены общепедагогические, предметно-содержательные и организационно-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования гражданской идентичности в летнем детском лагере отдыха. Особое внимание уделено внешним и внутренним факторам, оказывающим непосредственное влияние на процесс формирования гражданской идентичности детей и подростков в лагерной смене. Даны рекомендации по использованию внешних и внутренних факторов работы для работы педагогов и вожатых в летнем лагере отдыха для детей и подростков. Обозначены перспективы дальнейшего исследования.
161-169 198
Аннотация
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью теоретического анализа масштабных изменений, которые происходят в современном обществе, под воздействием стремительного развития информационно-коммуникативных технологий. Социальные изменения рефлексируются учеными в рамках концепций «информационного», «постиндустриального», «технотронного» и т.п. общества, при этом каждый автор выделяет собственные причины генезиса и основные признаки актуального этапа развития западной техногенной цивилизации, что представляет собой определенную проблему ее социально-гуманитарного познания. Цель данной работы - используя результаты оригинального исследования М. Кастельса, посвященного идее сетевого общества, проанализировать влияние информационных технологий на основные общественные подсистемы в рамках цивилизационного подхода к развитию западноевропейской цивилизации. В статье на основе принципов детерминизма и историзма, опираясь на идею техногенной цивилизации, согласно которой определяющая роль в механизме социальной детерминации современного общества принадлежит его производственной подсистеме, которая посредством разнообразных опосредующих звеньев определяет состояние остальных сферных компонентов общества, автором всестороннее рассмотрены особенности информационно-технологической революции последней трети XX в., изменившей облик промышленно развитых стран Запада, а также проанализированы ее последствия для всех общественных сфер техногенных обществ, в том числе формирование информациональной глобальной экономики, социальной структуры сетевого общества и культуры «реальной виртуальности». Сделан вывод о том, что сетевые структуры в условиях постиндустриальной экономики становятся основой устойчивого развития всех общественных сфер, позволяющих сочетать высокие темпы общественного развития и устойчивость базовых социальных институтов.
170-180 81
Аннотация
Актуальность настоящего исследования заключается в переосмысления значения физкультуры и спорта в современном обществе в результате усиления коммерциализации и расслоения их организационных форм на элитарные и массовые типы. Цель анализа направлена на структурно-функциональное определение институциональности физкультуры и спорта, выявление их общности и отличий, позволяющее соотносить их в рамках единого типа физической культуры как неинституциональной формы общечеловеческой культуры. Методология исследования строится на использовании структурно-функционального метода и институционального подхода, и основывается на том, что физкультура и спорт, являясь родственными, но различными социокультурными институтами, в отдельных случаях могут выполнять функции друг друга. В статье акцентируется мысль, что физкультура и спорт как значимые сферы общественной жизни отражают социальные проблемы, испытывают кризисы развития, формируют и трансформирует традиционные организационные формы, что является основанием для научного осмысления в рамках социологической науки многообразных аспектов этих форм культуры и институционального взаимодействия на фундаментальном и прикладном уровнях. Основные результаты исследования позволили сделать вывод, что институциональность физической культуры и основной части спорта связана с развитием физических параметров тела, и как следствие, духовных свойств личности, в значительной мере влияет на дальнейшее развитие общества и культуры в целом. Сохранение и физическое совершенствование тела является условием неразрывной связи человека с природой, безусловным фактором возможности проявления живых эмоций, делающих жизнь человека осмысленной и значимой. Физкультура и спорт как социокультурные институты, таким образом, способны эффективно противостоять наступлению постчеловеческой цивилизации.
181-193 66
Аннотация
Актуальность исследования обосновывается глубокими изменениями, происходящими последнее десятилетие в сфере российского образования, и требующими научного осмысления. В результате политики перехода профессионального образования с знаниевого на компетентностный подход, повысилось значение практических умений и овладения разнообразными технологиями, при этом снизился статус общекультурной эрудиции выпускников вузов. В статье раскрываются вопросы об изучении социально-гуманитарных дисциплин на технических и медицинских специальностях университета как факторе формирования конкурентоспособности в карьерном развитии будущих профессионалов. Также затрагиваются проблемы увеличения доли самостоятельной работы обучающихся в освоении гуманитарных дисциплин и виртуализации учебного процесса. Обсуждается проблема нивелирования идейно-воспитательной миссии преподавателя социально-гуманитарных предметов. Основной методологический посыл статьи заключается в том, что современному высшему образованию России нужно восстановить позиции идейно-воспитательного института по формированию у молодежи морально-нравственных основ и гражданской позиции. Для сбора эмпирической информации был использован метод социологического опроса в форме анкетирования. Было выявлено, что большинство студентов регионального вуза понимают важность гуманитарной составляющей образования для их дальнейшей жизни и карьерного роста, и, вследствие этого, они мотивированы на изучение дисциплин данного цикла. Одним из наиболее важных выводов является положение о том, что утилитарный подход к профессиональному образованию неприемлем в соответствие с целями Национального проекта «Образование».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-1024 (Print)